вторник, 1 мая 2012 г.

Национальный русский бард Высоцкий был стукачом КГБ по кличке "Виктор"


Национальный русский бард Высоцкий был стукачом КГБ по кличке «Виктор»


Время публикации: 19 апреля 2012 г. в 12:32

По сообщению московской «Экспресс-газеты» со ссылкой на выбравшего свободу в США бывшего офицера КГБ из 5-го (идеологического) Управления КГБ СССР Михаила Крыжановского, популярный в России «бард» Высоцкий был стукачем «органов». Рассказывает перебежчик:

«Внутри КГБ это не было секретом, особенно после его смерти, но особо и не афишировалось. Когда я узнал об этом во время обучения в институте имени Андропова ПГУ КГБ (разведка) в Москве, речь шла вообще не о Высоцком, а об удачной вербовке и очевидными сложностями в работе с такой агентурой. Могу даже вычислить его псевдоним осведомителя — это, скорее всего, был – «Виктор».

В КГБ зачастую подбирали псевдоним так, чтобы первая буква соответствовала первой букве фамилии. На вербовку он пошел, женившись в 1970 году на французской актрисе русского происхождения Марине Влади, никакое свободное катание на Запад ему не светило, так как в КГБ никто не собирался брать на себя ответственность и подписывать документы на выезд такому человеку.

Что он получил после вербовки? Все, что хотел. Свободный выезд на Запад. Это надо было как-то «залегендировать», поэтому «органы» запустили байку о том, что Марина Влади якобы обратилась к генсеку французской компартии Жоржу Марше, а тот — лично к Брежневу (отсюда следует, что французская любительница России Влади тоже была агенткой КГБ — КЦ). Имел Высоцкий и свой личный валютный счет в госбанке.

Ежемесячные «левые» концерты на золотых приисках, где ему швыряли деньги пачками. Жизнь без каких-либо проблем вообще. В 1974 году он привез из Германии два BMW, но один из них оказался угнанным, поэтому ГАИ Москвы зарегистрировало лишь одну машину. Вторая стояла как бы в гараже, но Высоцкий ездил на обеих — он просто переставлял номера с одного автомобиля на другой. В конце концов интерпол забрал у него угнанный BMW (его отправили назад в Германию), а на второй машине актер уехал в Париж и там продал ее на авторынке.

Пока что явно просматривается один эпизод — он «сдал» создателей знаменитого неподцензурного самиздатовского лит-альманаха «Метрополь» — Василия Аксенова, Виктора Ерофеева, Фазиля Искандера, Андрея Битова и, конечно, «работал» по авторам, в том числе Андрею Вознесенскому и Белле Ахмадуллиной.

Наказали всех — запретили публиковать произведения, исключили из союза писателей, выдворили из СССР (Аксенова). А «антисоветчик» и соучастник «Метрополя» Владимир Высоцкий, при всем этом спокойно уезжает на коммерческие (!) гастроли в США, привозит из-за океана 30 000 долларов (сумма, по тем временам для обычных советских граждан просто запредельная!) и контракт на новые гастроли. Фантастика? Нет — это у нас, в КГБ, называлось «успешная оперативная разработка с участием ценного агента».

О других эпизодах, связанных с сотрудничеством Высоцкого со спецслужбами, мы вряд ли узнаем. Рабочее дело агента было уничтожено, в связи со смертью источника, а личное дело до сих пор должно находиться в архивах нынешнего ФСБ. Оперработники КГБ, находившиеся с ним на связи, поныне молчат.

Высоцкий, без преувеличения, был и есть один из символов русской национальной культуры и даже менталитета (какой народ, какая страна, такая и культура, таков и менталитет — КЦ).

Информацию об этом я получил от одного из разведчиков ПГУ КГБ в 1987 году, когда учился в Институте им. Ю. В. Андропова. Откровенно говоря, ребята из 5-го Управления с большой неохотой об этом рассказывали. Мы с коллегой положительно оценили такую отличную вербовку. Но для нас это вовсе не сенсация, просто качественная работа спецслужб. Многие с гневом спрашивают — а зачем КГБ нужен был агент Высоцкий? Что он такого мог знать, какие секреты раскрыть?

Дело в том, что вербовали его по 5-й линии, то есть по антисоветчикам, потому что связи у Высоцкого были именно в этой среде. Агент Высоцкий отлично вписывался в главный принцип работы КГБ — агентов должно быть немного, но связи у них должны быть обширными.

Фамилию разведчика не назову — не тот случай. Если бы шла речь о судьбе России, тогда другое дело. Да особых подробностей и не было, чисто технический разговор о вербовках звезд. Мой коллега отметил, что, по словам ребят из 5-го Управления, Высоцкий был «отличным «штыком» (агентом на сленге КГБ). Есть люди, рожденные для агентурной работы, Высоцкий как раз таким и был.

Об агентуре в КГБ не принято трепаться, даже если агент архивный (был исключен или умер), потому что его личное дело все равно засекречено и хранится, если представляет ценность. В случае с Высоцким, думаю, сохранили и личное, и рабочее дела. Но, уверен, ФСБ эти материалы никогда не рассекретит. О том, как Высоцкий сдал друзей по альманаху «Метрополь», например. Ведь ему самому за участие в столь жутком для советской власти мероприятии так ничего и не было.

Завербовали его в 1973 году на проблеме выезда за рубеж. Работали на конспиративной даче в Подмосковье, конспирация абсолютная. На связи он был минимум у начальника отдела 5-го Управления. Подписку написал собственноручно — это было железным техническим правилом без всяких исключений. Были встречи, он давал информацию. Потом по этой информации составлялась справка, которая шла в рабочее дело — есть такая практика. Случаи вызовов его в комитет, кстати, описаны в воспоминаниях друзей. Хорошо помню, что в нашем разговоре с коллегой была фраза «его вербанули» — это значит с отбором подписки.

Официально его не признавали, потому что надо было сохранить за ним имидж скрытого диссидента. В практике КГБ были и будут случаи, когда агент даже срок получал, чтобы стать «своим среди чужих». Высоцкому было позволено абсолютно все, вся его жизнь была просто беспределом. Щелоков приказал его посадить, а Андропов — дать звание заслуженного артиста РСФСР.

Театр начал оформлять документы незадолго до его смерти. Факты его жизни однозначно говорят о том, что Высоцкий сотрудничал с КГБ, иначе комитет его бы не крышевал. Потому что он был, а, возможно, и сейчас остается значимой фигурой в русском обществе. И в политическом плане тоже. Уверен, дело его хранится в архивах под грифом «Совершенно секретно».

Отдел мониторинга
Кавказ-Центр

Комментариев нет:

Отправить комментарий